http://polytika.ru/info/62675.html
Пытаясь сэкономить, жители РФ стали реже покупать овощи и фрукты, а чаще — сытные и дешёвые макароны, сладкое и снэки. Кризисная смена рациона не могла не сказаться на талии россиян.
Зла не хватает
Олег с грустью смотрит на клубнику и черешню. Его от вкусного и полезного лакомства отделяет не только стекло магазинной витрины, но и цена в 350 рублей за кило. Спустя пару минут он, вздыхая, выходит из магазина с пачкой печенья за 120 рублей. Ждущих дома девочек (так он называет жену Таню и пятилетнюю дочку Ксюшу) хочется порадовать вкусными свежими ягодами, но кошелёк заставляет искать компромисс. Исследования показывают: так делает большинство россиян.
Причина просто сформулирована в бородатом анекдоте: деньги — зло, приходишь в магазин — зла не хватает.
Возможности семейного бюджета вынуждают всё чаще отдавать предпочтение сытным, калорийным и недорогим продуктам. Так, по последним данным компании Nielsen, за январь-ноябрь прошлого года продажи бакалеи выросли на 6% в натуральном выражении. В частности, россияне приобрели на 8% больше макарон и на 4% — сахара.
Чаще стали покупать снэки в качестве перекусов — их продажи выросли на 7%. Спрос на чипсы подскочил на 7%, на подсолнечные семечки — на 12%. А, например, замороженных овощей и фруктов продают меньше на 18%.
— Что вполне закономерно в условиях роста цен на последние на 50% в 2015 году, — поясняет директор по работе с продовольственными клиентами Nielsen Россия Сергей Гламазда.
Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро говорит, что выбор дешёвых калорийных продуктов — традиционная кризисная стратегия.
"Потребление овощей и фруктов связано не с желанием или нежеланием вести здоровый образ жизни, а с ростом цен из-за падения рубля, отсутствием устоявшегося ассортимента в связи с санкциями. В любой кризис увеличиваются домашние запасы макарон, круп и сахара. Быстро, вкусно и недорого — вот три основополагающих понятия, которые мешают популярности здорового питания"
— Николас Коро, российская Гильдия маркетологов
И действительно, за последний год считающиеся здоровыми продукты дорожали гораздо быстрее. Например, йогурты "убежали вперёд" аж на 11% — с 18 до 20 рублей за баночку, а пельмени только на 3,5% — с 224 до 232 рублей за кило (расчёты Лайфа по данным Росстата). При этом реальные доходы россиян снижаются 18 месяцев подряд. Так, в 2015 году они "упали" на 4,9% по сравнению с 2014 годом, а в январе-апреле 2016 года — на 4,7% в сравнении с этим же периодом 2015-го.
Живот растёт вместе с долларом
Диетологи говорят, что смена рациона обернулась для россиян заметной прибавкой в весе.
"Мы и так употребляем очень много жирного мяса и колбасы, в итоге потребление жиров на среднего гражданина составляет порядка 33—38% вместо нормальных 30%. Активное налегание на макароны и сладкое, недоедание фруктов и овощей усугубляют ситуацию. И в итоге мы поправляемся на 3—5 килограммов в год "
— Виктор Тутельян, директор НИИ питания РАМН
Таким образом, за почти два кризисных года, прибавляя около четырёх кило за год, типичный россиянин поправился на 8 килограмм.
— Надо менять пищевые привычки и приучать к здоровому питанию детей. В первую очередь — сократить количество колбасы и не есть конфеты горстями. Причём нужно работать и с общественным мнением: после того как мы снизили содержание сахара, соли и жиров в питании в московских школах, родители очень много возмущались, — рассказывает Тутельян.
Сохранение же прежних пищевых привычек, по его словам, грозит россиянам ожирением и сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, атеросклерозом и диабетом второго типа.
Врач-диетолог Алексей Ковальков говорит, что возможна и более весомая прибавка в 15—20 килограмм в год. То есть за почти два года кризиса можно было раздобреть и на 40 килограмм.
— Мы жиреем от большого количества углеводов (которыми как раз богаты каши, макароны, кондитерские изделия. — Прим. Лайфа). Углеводы стимулируют выработку инсулина, и как только он превышает норму — мы поправляемся, — объяснил механизм Ковальков.
Ковальков дал читателям Лайфа пару советов, как сберечь талию, не сильно потратившись.
— Ни в коем случае нельзя исключать из рациона белок, то есть мясо, хотя бы маленький кусочек нужно съедать каждый день. Стоит убрать из рациона хлеб и стараться съедать три-четыре фрукта в день. Из недорогих это, например, яблоки, — посоветовал диетолог.
Догнать и перегнать Америку
На кризисную прибавку в весе можно было бы махнуть рукой, если бы россияне ещё до экономических трудностей не испытывали проблем с весом. Но, согласно исследованию НИИ питания ещё 2014 года, в России примерно 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет имеют избыточную массу тела, а ожирение у каждого четвёртого.
На днях главный внештатный специалист Минздрава РФ по профилактической медицине Сергей Бойцов сказал, что Россия догнала по распространённости ожирения США. В Штатах, по данным исследовательского центра Social Progress Imperative за 2015 год, ожирением страдает 31,8% населения.
Подтверждается прибавка в весе и популярными размерами одежды. Коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян уже заявлял, что в России растут продажи одежды +size.
— Людей нерегулярных, скажем так, размеров становится больше, то есть это от 52 и выше. Если мы говорим о женщинах, то уже 60% женщин России носит большой размер, — говорил Гаспарян.
По словам руководителя лаборатории Института питания РАМН Александра Батурина, россияне начали поправляться с начала нулевых.
— В кризис 1998-го снижалось потребление жиров и мяса, и россияне похудели. В нулевые же, с ростом благосостояния, начали поправляться и начался рост распространённости ожирения, — говорит Батурин.
По данным Росстата, ещё до кризиса, в 2013 году, рацион россиян был далёк от идеального. В год ели в среднем по 32 кило сахара и кондитерских изделий вместо рекомендованных Минздравом 24 килограмм, по 11 литров растительного масла и других жиров вместо рекомендованных 7 литров. А вот овощей и фруктов россияне не доедали: употребляли только 97 и 77 кило в год соответственно вместо положенных 140 и 100 килограмм. Поправки рациона из-за кризиса нынешнего только усугубили ситуацию.
Причём, судя по всему, худеть россияне не настроены. По данным сервиса Яндекс Wordstat, в апреле этого года количество запросов со словом "похудеть" уменьшилось на треть (991 тыс. запросов в апреле этого года против 1,4 млн запросов в апреле 2015-го). При этом растёт количество запросов со словами "сэкономить" (+46%), "дешёвая еда" (+15%), "дёшево и вкусно" (+15%).
Полнея год от года, россияне, видимо, считают это нормальным. По последнему исследованию ВЦИОМ на эту тему, проведённому ещё в 2006 году, 41% респондентов считают причиной прибавки в весе возраст, а не неправильное питание. Остальные видят причину полноты в наследственности, стрессах и перенесённых заболеваниях. При этом 70% устраивал собственный вес, каким бы он ни был.
Такими темпами мы имеем все шансы вскоре стать самой "весомой" нацией в мире. К сожалению, в прямом смысле слова.