Продвижение молока от производителя в продажу добавляет к его стоимости более 100%
Светлана Холявчук/Интерпресс/TACC
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Объекты анализа: Минсельхоз России, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная таможенная служба, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела», Национальный союз производителей молока, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (выборочно).
Исследуемый период: 2015 год и истекший период 2016 года.
С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия осуществлен анализ текущего состояния молочной отрасли с учетом достаточности нормативно-правового регулирования и мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение в данной сфере. В частности, было проанализировано исполнение основных показателей, предусмотренные госпрограммой развития сельского хозяйства*.
Как было отмечено на Коллегии, благодаря мерам господдержки, в 2015 г. и истекшем периоде 2016 г. аграрный сектор в целом характеризовался ростом объемов производства продукции сельского хозяйства (на 3% и 3,4%, соответственно). В основном это произошло за счет хорошего урожая зерновых и роста производства свинины и мяса птицы. Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в растениеводстве практически полностью превышены.
По итогам 2015 г. 6 регионов увеличили производство молока более чем на 5%: Республика Ингушетия (на 11,5%), Калужская область (на 11,2%), Калининградская область (на 8,8%), Кировская область (на 6,8%), Тульская область (на 6%), Вологодская область (на 5,6%). В пяти регионах на 5% и более увеличилось поголовье коров (Брянская, Калужская и Калининградская области, Республики Ингушетия и Хакасия). Наибольший прирост молочной продуктивности коров (более чем на 5%) смогли обеспечить 22 региона, в том числе Архангельская, Брянская, Вологодская, Калужская, Калин инградская, Кировская, Ленинградская, Тульская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Мордовия, Удмуртская Республика, и ряд других.
Как показывают результаты проведенного в рамках проверки опроса населения, россияне в целом удовлетворены качеством молочной продукцией: 33% респондентов оценили качество молока, реализуемого в своем регионе, как хорошее, 7,6% - отличное, 37% - удовлетворительное. Лишь 22% опрошенных не удовлетворены качеством.
В то же время, несмотря на отмеченные позитивные достижения, сектор молочного производства пока остается проблемным. Уровень самообеспеченности молоком за счет собственного производства в 2015 г. составил 81,2% при пороговом значении, определенном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, – 90%.
По данным Росстата, в 2015 г. в стране было произведено 30 млн 796 тысяч тонн молока. Исходя из установленных Минздравом норм потребления, уровень производства должен составлять порядка 47 млн тонн. Несмотря на то, что с 2013 г. производство молока в хозяйствах всех категорий** увеличилось к началу 2016 г. на 268,1 тыс. тонн (+ 0,9%), этот прирост существенно меньше имеющегося уровня погрешности статистического учета производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) (на уровне 5%). Так, тол ько по ЛПХ эта погрешность может быть более 0,5 млн тонн.
На господдержку молочной отрасли в 2014 г. федеральным законом о бюджете было предусмотрено 54 млрд руб., сводной бюджетной росписью – 76,8 млрд. руб., кассовое исполнение составило 75,8 млрд руб. (98,76%); в 2015 г. законом о бюджете предусмотрено 56,7 млрд руб., сводной бюджетной росписью – 69,8 млрд руб., кассовое исполнение составило 64,6 млрд руб. (92,5%); в 2016 г. законом о бюджете предусмотрено 77,2 млрд руб., сводной бюджетной росписью на 1 октября 2016 г. – 75,9 млрд руб., кассовое исполнение за 9 месяцев 2016 г. – 57,9 млрд руб. (76,35%).
При этом в 2016 г. отмечается значительный рост объема господдержки молочной отрасли по отдельным мероприятиям Госпрограммы. Так, объем субсидий на 1 кг молока увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2015 г., на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) - в 15 раз.
На фоне увеличения объема субсидий, выделяемых из федерального бюджета, объемы молока, производимого сельскохозяйственными организациями и КФХ, в 2015 г. были снижены в 26 регионах из 80.
Одной из мер господдержки является субсидирование 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. В среднем размер субсидии за счет софинансирования из федерального бюджета составляет около одного рубля на 1 кг молока. При увеличении размера субсидий из региональных бюджетов достигает 3-х рублей на 1 кг реализованного молока (например, в Свердловской области). В текущих условиях удельный вес этой поддержки в себестоимости производства молока (около 20 руб. за кг) составляет не более 5%, в цене реализации не более 4%.
При этом регионы не обеспечивают уровень софинансирования своих расходных обязательств. Как показало сопоставление фактических расходов 2015 г. и прогнозных расходов 2016 г. (по соглашениям), уровень софинансирования снизился с 41,9% до 28,4%, т.е. один рубль федерального бюджета софинансировал в 2015 г. 0,72 рубля регионального бюджета, в 2016 г. – 0,4 рубля. Это свидетельствует об имеющихся проблемах в отдельных регионах при исполнении ими принятых обязательства по финансированию мероприятий, направленных на развитие молочной отрасли, и слаб ой реализации механизма финансовой ответственности регионов и их руководителей за недостижение показателей результативности.
По итогам 2015 г. 37 регионов не достигли планового значения показателя результативности по использованию субсидии на 1 кг реализованного молока.
В 2015 г. в целях ускоренного импортозамещения в молочной отрасли распоряжением Минсельхоза России было отобрано 166 инвестиционных проектов по молочному скотоводству и переработке молочной продукции, которые реализуются в 44 регионах. Объем привлеченных кредитных средств по инвестиционным проектам составил 24,3 млрд рублей. По расчетам Минсельхоза, реализация указанных инвестпроектов должна была обеспечить прирост мощностей по производству и переработке молока в2015-2016 гг. на 291,1 тыс. тонн.
При этом проведенный анализ показал, что ряд отобранных инвестпроектов не предполагает значительного прироста молока. Так, при одном реализуемом в Ростовской области проекте прирост составит 0,03 тыс. тонн, при трех реализуемых проектах в Краснодарском крае – 0,42 тыс. тонн. При таком увеличении производства молока достижение положительного эффекта в рамках ускоренного импортозамещения представляется затруднительным.
Согласно предоставленным регионами данным, из 166 проектов реализовано 64 проекта (38,5% к плану); 14 проектов находятся в стадии реализации, 10 проектов планируется исполнить в 2016 г. О реализации 78 инвестпроектов Минсельхоз информацией не располагает.
Также в 2015 г. в полной мере не заработал механизм возмещения прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм). Несмотря на принятую в середине 2015 г. нормативную правовую базу, отбор 7 инвестпроектов из-за длительных процедур согласования с регионами был осуществлен Минсельхозом только в конце года. Кассовое исполнение составило 88,9%. При этом в случае реализации эти проекты способны дать 50,4 тыс. тонн молока.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия также был проведен анализ формирования розничной цены молока, который показал, что продвижение молока-сырья по цепочке «производитель – переработчик – торговая сеть» добавляет к его стоимости более 100%. Так, в 2015 г. средняя выручка производителя сырого молока, получающего господдержку, составила около 21 руб./литр, при этом розничная цена молока (2,5-3,2% жирности) в среднем составила 47 руб./литр.
При этом отмечается снижение качества производимой продукции в связи с заменой недобросовестными производителями в целях экономической выгоды животных жиров на растительные. Только за 1 полугодие 2016 г. Роспотребнадзором было выявлено 214 случаев фальсификации сливочного масла, молока питьевого – 44, сыров – 37, сметаны – 27, творога – 42, мороженного – 4. По результатам лабораторных исследований учреждений, подведомственных Россельхознадзору, за период с 1 января 2016 г. по 5 августа 2016 г. были отобраны пробы 7 879 партий молочной продук ции в 84 регионах Российской Федерации, из которых 1 973 (25%) признаны несоответствующими требованиям по показателям качества.
Отдельное внимание на Коллегии было уделено недостаткам нормативно-правового регулирования в области предоставления мер государственной поддержки молочной отрасли.
В частности, Счетная палата обратила внимание на несоответствие Правил предоставления субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, в соответствии с которыми субсидии предоставляются в зависимости от сортности молока (по ГОСТ), требованиям вступившего в силу с 1 января 2016 г. технического регламента Таможенного союза, согласно которому характеристика молока определяется по физико-химическим и микробиологическим показателям (жирность, белок, сухой обезжиренный молочный остаток, молочнокислые микроорганизмы).
Не соответствуют техрегламенту и утвержденные Минсельхозом России Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (КРС). Так, согласно этим Правилам, молоко от инфицированных лейкозом коров и коров оздоравливаемого стада разрешено сдавать на молокоперерабатывающий завод или использовать внутри хозяйства после пастеризации. Однако в соответствии с приложением техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» к обращению допускается только сырое молоко, полученное от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев. При этом в России отсутствует единый реестр сельскохозяйственных организаций неблагополучных и свободных от лейкоза в течение последних 12 месяцев, а также не имеется информации о зараженном поголовье в хозяйствах населения.
По результатам проведенного анализа направлены информационное письмо в Правительство Российской Федерации и отчет в палаты Федерального Собрания.
Справочно:
*Инструментами регулирования агропродовольственной политики является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в которую в связи с необходимостью ускоренного импортозамещения внесены изменения в части выделения отдельной подпрограммы 8 «Развитие молочного скотоводства».
Финансовым инструментом достижения цели и выполнения задач Госпрограммы выступает стимулирование развития молочного производства в регионах посредством предоставления субсидий на:
1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;
создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления;
возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства;
поддержку племенного КРС молочного направления (начиная с 2016 г.).
**По предварительным данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., количество сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством молока, составило 36,4 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств – 174,8 тысяч хозяйств, личных подсобных хозяйств – 18,8 млн хозяйств.