Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Миссия невыполнима. Почему диеты не работают

Миссия невыполнима. Почему диеты не работают

« Назад

Миссия невыполнима. Почему диеты не работают 16.07.2017 11:10

Последние исследования раз и навсегда ставят точку в длинном списке изобретенных человечеством диет и констатируют: эффективных диет не существует

На протяжении столетий миллионы людей по всему миру так или иначе пытались привести свое тело в соответствие с некими актуальными для определенного места и эпохи стандартами.

В разные времена людьми были составлены тысячи самых разнообразных диет — минималистичных и сложных, продуманных и откровенно глупых.

Кто‑то отказывался от мяса, кто‑то — от мучного, кто‑то — от сладкого, кто‑то — от всего, кроме жидкого. Некоторые диеты предполагали экзотические дополнения в виде регулярных кровопусканий и принудительной очистки желудка. Другие ограничивали рацион каким‑нибудь экзотическим чудо-фруктом.

Возможно, когда‑нибудь найдется историк, который сумеет подсчитать, сколько людей умерло из‑за глупых диет, и эта цифра моментально возведет диетологию на вершину рейтинга самых смертоносных явлений в мировой истории наравне с ядерными бомбами или наркотиками.

В любом случае очевидно, что если хоть одна диета оказалась бы по‑настоящему “рабочей” и “универсальной”, то она в конечном счете осталась бы единственной и все ее использовали бы, рассуждает Трэйси Манн, психолог из Университета штата Миннесота, автор ряда бестселлеров о диетах и привычках в питании.

Но нет. Процесс изобретения новых диет кажется бесконечным, а фантазия диетологов воистину неисчерпаема. И рядовые граждане каждый раз с удовольствием погружаются в очередную сказку, которая с мучительными усилиями позволяет сбросить несколько килограммов, а затем — чаще всего — в короткие сроки вернуть их обратно и даже с “добавкой”.

При этом наиболее популярные диеты обрастают легендами и остаются востребованными даже спустя десятилетия после того, как медики опровергают те “фундаментальные” принципы, на которых они построены, говорит Манн.

Достаточно вспомнить диету Аткинса, первую в череде диет, прославлявших почти полный отказ от углеводов. Или развивающую эту идею диету Дюкана, которая была “хитом” диетологии едва ли не два десятилетия.

Сегодня, пожалуй, самой популярной диетой является так называемая палеодиета. Та самая, которая предлагает современному человеку питаться в точности так, как древние люди в эпоху до развития цивилизации — те самые, продолжительность жизни которых едва достигала половины от современной, иронизирует медицинский обозреватель Роберто Фердман.

Поиски чудо-диеты, которая магическим образом позволит похудеть и, самое главное, поддерживать длительное время нужный вес, на самом деле бесполезны, констатирует Манн.

Такая диета в принципе невозможна, поэтому ее поиски лишены смысла, уверена она. И этот шокирующий вывод она готова подкрепить результатами своих исследований и ряда работ коллег по диетологии.

   Принципы победителей

В далеком 1994 году Рина Уинг, профессор психиатрии Университета Брауна (штат Род-Айленд), и Джеймс Хилл, медик из Университета Колорадо, основали особый реестр для отслеживания людей, которым удалось успешно снизить вес, а затем удерживать достигнутый результат. Реестр получил название National Weight Control Registry.

Чтобы попасть в него, человек должен был потерять не менее 12 кг и удерживать свой вес на достигнутом уровне не менее года.

“Когда мы начинали, нам казалось, что почти никто не в состоянии преуспеть в этом,— вспоминает Хилл.— Мы не были уверены ни в чем, потому что на тот момент никто не вел такую статистику по худеющим”.

23 года спустя реестр насчитывает более 10 тыс. американцев. В среднем потеря веса на каждого из них составляет более 20 кг. И большинство из них сохраняли приобретенный вес более 5 лет.

Эти показатели звучат весьма оптимистично, констатируют авторы реестра. И вроде бы свидетельствуют о том, что потеря веса и удержание результата возможны. С другой стороны, всего 10 тыс. человек за 20 лет в США с населением более чем в 300 млн человек — это не так уж много, даже если предположить, что в реестр внесены хотя бы 10 % из столь рьяно худеющих граждан.

Люди слишком озабочены проблемами с весом. И пытаются разобраться с этой озабоченностью не самыми рациональными методами — то есть диетами
Трэйси Манн,
исследователь из Университета Миннесоты

Однако Уинг и Хилл считают, что самое интересное — в другом. Все те, кто внесен в реестр и может похвастаться существенной потерей веса, достигали результата разными методами.

Более 90 % похудевших не могли добиться результата с первого раза, то есть им приходилось попробовать больше одной диеты перед тем, как был получен искомый результат.

К примеру, отмечает Хилл, лишь 55 % из них худели, используя различные структурированные программы потери веса и традиционные диеты. 45 % — а это довольно значительное количество — худели по собственной методике, на свой страх и риск, модифицируя существующие диеты либо же попросту изобретая свои.

Но даже те, кто принадлежит к первой категории, в подавляющем большинстве случаев констатировали, что не следовали предписаниям и вносили изменения в свои диеты.

В общей сложности 98 % из тех, кто числится в реестре “успешно похудевших”, в той или иной степени модифицировали диету и в конечном счете фактически изобретали свою собственную. Количество тех, кто строил свою диету на основе низкоуглеводных диет, и тех, кто отталкивался от концепции снижения количества жиров, было примерно одинаковым.

При этом большинство из них делали, по сути, одно и то же ключевое изменение независимо от того, с какой диеты начинали. Суть этого изменения — в уменьшении ежедневного рациона. Проще говоря, от какой бы диеты ни отталкивался человек, в итоге он приходил к тому, что для похудения нужно банально меньше есть.

Еще один ключевой фактор успеха среди похудевших тоже вряд ли удивит кого‑то. 94 % фигурантов реестра добились снижения веса, увеличив физическую активность. При этом большинство из них называет самым эффективным способом сделать это обычную ходьбу пешком.

Итак, общий паттерн — меньше есть и больше двигаться. “Тут действительно нет никакой магии”,— констатирует Уинг.

Но, по ее словам, тем, кто ищет некую волшебную формулу похудения, не стоит расстраиваться из‑за этих вроде бы банальных выводов. По той причине, что главный вывод, который можно сделать, анализируя успех похудевших, это то, что рецептом успеха в любом случае является радикальное изменение образа жизни.

Тех, кто похудел, а затем стабильно удерживал достигнутый вес, объединяют следующие “золотые параметры” образа жизни.

Эти люди никогда не пропускают завтрак, они смотрят телевидение менее 10 часов в неделю и уделяют физическим нагрузкам не менее одного часа в день (у большинства это банальная ходьба пешком).

Среди других интересных наблюдений Уинг и Хилла за эти годы также тот факт, что большинство похудевших — жаворонки. И что у большинства из тех, кто удерживает достигнутую планку веса годами, имеют какую угодно мотивацию, но только не банальное стремление иметь стройную талию. Чаще всего движущим мотивом является стремление избежать угрозы для здоровья после предупреждения врачей либо же стремление жить дольше, чтобы быть с теми, кого любишь.

 ПРОЩАЙТЕ, СЛАДОСТИ: Поиски чудо-диеты, которая позволит похудеть, а потом поддерживать нужный вес, бесполезны, убеждена психолог Трэйси Манн из Университета Миннесоты

Вопрос наследственности

Итак, самый главный урок, который, по мнению Уинг и Хилла, можно извлечь из их реестра, прост. Из более чем 10 тыс. людей, которые смогли похудеть и удерживать полученный вес, не найдется и двух с одинаковой историей успеха.

Тот факт, что люди могут сидеть на одинаковой диете и при этом получать совершенно разные результаты, заставляет некоторых ученых вновь поднимать вопрос о роли генетики.

Успехи в расшифровке генома человека позволили определить более сотни генетических маркеров, которые связаны с лишним весом. Нет сомнений в том, что определенные гены играют ключевую роль в том, как организм некоторых людей перерабатывает калории и сохраняет энергию в виде жиров.

И тем не менее медики считают, что гены могут быть в ответе лишь за 2–3 % разницы в весе между людьми, ведущими одинаковый образ жизни, к примеру сидящими на одной и той же диете.

Кроме того, и 100, и 200 лет назад у людей были те же самые гены, и процент генетически склонных к ожирению был таким же, как сегодня. Но глобальная эпидемия ожирения началась только в XX веке.

Более того, британский диетолог Джон Мэтерс из Университета Ньюкасла в прошлом году опубликовал результаты исследования, согласно которым даже те люди, у которых включены “гены ожирения”, все равно могут худеть и затем удерживать вес.

“Да, эти гены повышают риск ожирения, но они не препятствуют похудению”,— констатирует Мэтерс, исследование которого затронуло более 9 тыс. пациентов.

 

Святой Грааль

Но если все дело не в генах, то что же мешает всем — или хотя бы большинству людей — примерно одинаково реагировать на одни и те же диеты? Или, проще говоря, почему диеты не работают одинаково для всех?

Потому что диеты обречены на неудачу, уверена Трэйси Манн из Университета Миннесоты, потратившая на изучение этого вопроса более 20 лет.

Ее исследования показывают, в сущности, то же самое, что и работа Хилла и Уинг. Основная проблема большинства худеющих в том, что они с трудом подбирают эффективную диету, но рано или поздно срываются и снова набирают вес.

“Люди слишком озабочены проблемами с весом,— говорит Манн.— И пытаются разобраться с этой озабоченностью не самыми рациональными методами — то есть диетами”.

А диеты не работают совсем не по той причине, о которой обычно думают люди, утверждает она. Вовсе не потому, что какая‑то конкретная диета плохая. А потому, что все диеты по‑своему плохи и каждая из них обречена на неудачу.

После завершения любой диеты человек сталкивается с биологическими изменениями в организме, рассказывает Манн. Первая из них — нейрологическая. Мозг начинает уделять больше внимания вопросу питания, еда становится более привлекательной и волнующей. “То, чему вы пытаетесь сопротивляться, становится более привлекательным”,— констатирует Манн.

Меньше есть и больше двигаться. Тут действительно нет никакой магии
Рина Уинг,
профессор психиатрии
Университета Брауна

Эффект усугубляется гормональными изменениями. По мере того, как тело теряет жировые накопления, меняется уровень многих гормонов в организме. Тело защищается от диеты, уменьшая уровень гормонов, которые позволяют вам чувствовать насыщение, и увеличивая уровень гормонов, отвечающих за чувство голода.

И наконец, главное, отмечает исследователь, — это изменения метаболизма. Когда вы уменьшаете количество поступающих калорий, метаболизм замедляется. “Ваше тело начинает использовать имеющиеся калории самым эффективным способом”,— комментирует Манн. Звучит оптимистично, но на самом деле это защитная функция организма на случай голодания. Организм будет стараться изо всех сил откладывать калории в виде жира, а ведь это именно то, чего вы хотите избежать, садясь на диету, подчеркивает исследовательница.

Люди действительно могут сбросить вес с помощью многих диет, но проблема в том, что в долгосрочной перспективе они не работают. Работает смена мышления, образа жизни, уклада и привычек.

“Когда люди садятся на диету и худеют, они приписывают успех эффективности диеты,— констатирует Манн.— Но когда со временем они снова набирают вес, то склонны винить себя, нарушения диеты, отсутствие силы воли и т.д. Но это неправильно”.

Она рассказывает об эксперименте, который проводила в своей университетской лаборатории. Группа испытуемых состояла наполовину из тех, кто сидел на какой‑то диете, и наполовину из тех, кто питался обычным образом.

Суть эксперимента состояла в том, что во время еды внимание испытуемых отвлекали. И выяснилось, что “худеющие”, теряя над собой контроль, всегда съедали больше, чем остальные.

Тем, кто сидит на диете, сложнее противостоять соблазнам, которые не волнуют обычных людей.

Вот почему Манн уверена, что диеты оказываются эффективными лишь для незначительного количества людей, от силы 5 %, а для остальных они бесполезны. Ее выводы отлично сочетаются со статистикой Уинг и Хилла. И с выводами, к которым пришли авторы реестра успешно “худеющих”.

Суть не в том, какую именно диету выбирает человек, а в том, насколько сильно он готов поменять свои привычки и свою жизнь, подчеркивает Уинг.

Источник: http://nv.ua/publications/missija-nevypolnima-pochemu-diety-ne-rabotajut-1471598.html


Местонахождение:
127549, г. Москва, ул. Мурановская, 3 а/я №16
Телефон: