http://www.sb.by/ng/obshchestvo-6/article/komu-ne-nuzhna-dobavka.html
Здоровое питание — один из трендов в современном обществе. Мы вольно или невольно делим еду на химическую и натуральную, плохую и хорошую. Приставки “био”, “эко”, natural, organic в массовом сознании стали синонимом полезного. Стоит ли за такие продукты переплачивать?
Овсянку продают втридорога
Вкусная, свежая, натуральная, низкокалорийная, без красителей и консервантов, без ГМО — такой еды полно в любом магазине. Есть еще, если верить этикеткам, деревенская, здоровая, деликатесная, мясная, фирменная и прочие “био”.
— Где у вас экологически чистая еда? — спрашиваем в инфоцентре крупного супермаркета.
— Везде, — отвечает девушка после некоторого замешательства, потом добавляет: — Посмотрите отделы для диабетиков и бакалею.
Что ж, мюсли и хлебцы — отличный перекус, но ими не накормишь семью. Так что идем в отдел с овощами, ищем знак “евролисток” и — целая полка салатов из Польши: 180 граммов за 26 900 рублей. Все нарезано, вымыто. Зеленая гречка за 49 600 и темные экоспагетти за 14 600. А вот финские овсяные хлопья за 17 300. Наших за эти деньги можно было купить три пачки.
Коллеги, отведав “правильной” овсянки, разницы не заметили и вынесли вердикт:
— Тот, кто придумал органикфуд, — гений! Продавать идейным обычную еду в 1,5—2 раза дороже — это же отличный бизнес!
Кстати, как мы ни изучали упаковки с овсянкой от наших производителей, но так и не обнаружили эмблемы “зеленый листок”. Но значит ли, что отсутствие такого значка — основание считать продукт менее качественным, чистым, питательным, чем привозной аналог с экомаркировкой? Вот что говорит маркетолог Сморгонского комбината хлебопродуктов Наталья Нарейко:
— Покупаем овес только у наших хозяйств. Перед тем как зерно идет в обработку, оно проходит тщательное исследование в нашей лаборатории. Есть все основания говорить о том, что это экологически чистый продукт: он не содержит ГМО, выращен без “агрессивных” удобрений, пестицидов и вполне мог бы претендовать на звание органического. И в планах у нас это есть. Но получить такой знак — дело не одного года. Нашим хозяйствам придется потратить немало средств и времени, чтобы добиться сертификации. Взять хотя бы наш “хит” — плющеные овсяные хлопья быстрого приготовления. Мы единственные изготавливаем их в стране. Они производятся особым способом: зерно слегка увлажняется и плющится, но при этом не теряет своих питательных качеств, варится около 10 минут. Даже если овсяные хлопья носят звание “органический продукт”, но для скорости их приготовления обработаны паром или инфракрасным облучением, то проиграют необработанным в полезных свойствах.
Мировой рынок органических продуктов с 1999 года вырос в 4,7 раза и оценивается в 72 миллиарда долларов.
Наценка за натуральность
Органическим называют продукт, прошедший сложную сертификацию. Требования к ней в разных странах отличаются. Но основа одинакова — никаких минеральных удобрений, пестицидов и ГМО для растений, никаких антибиотиков и гормонов роста для животных, никаких консервантов и красителей при переработке продуктов. Евросоюз принял закон и технический регламент по экопродуктам в 1991 году, Япония — в 2000-м, США — в 2002-м. Если на пакете или банке написано “органик” — значит, сертификацию прошла не только компания-производитель, но и фермерские хозяйства и фирмы, занимающиеся доставкой и упаковкой. Кроме того, знак гарантирует, что животные находились в естественных условиях. То есть коровы весь день пасутся на зеленых лугах и жуют травку. Телят долго не отлучают от матерей, чтобы у буренок ненароком не случился стресс, который может негативно отразиться на качестве молока.
Из книги “Мир органического сельского хозяйства 2015”: в 2013 году сертифицированное органическое сельское хозяйство вели в 170 странах два миллиона производителей. В лидерах — Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. В России подобной сертификации нет, единственное законное обозначение — “Не содержит ГМО”.
Для большинства наших потребителей органическая еда пока остается экзотикой. Но и она постепенно становится модным трендом. Кто-то без разбора тратит на это немалые деньги. Другие считают, что приверженцы такого новшества — люди с причудами, которые слишком заморачиваются на здоровом образе жизни.
Находятся и те, кто полагает, что пластиковая бутылка молока, купленная на стихийном рынке у обочины дороги, — это и есть тот самый натурпродукт. Их девиз: если деревенское — значит натуральное, и полезное.
В общем, на все это сейчас особый спрос. Наши фермеры и крупные сельхозпроизводители могли бы на этом зарабатывать хорошие деньги. Так почему не зарабатывают?
Зеленый знак — дело добровольное
У нас в стране развитие производства органической продукции находится на начальной стадии. Одна из причин — отсутствие законодательной базы, которая регулировала бы эту сферу.
— На данном этапе работа над концепцией закона “О производстве органических продуктов питания” еще продолжается. Подготовлена первая редакция этого документа, — говорит начальник отдела технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции БелГИСС Людмила Скорина. — Сейчас идет разработка технических нормативных правовых актов, определяющих требования и порядок подтверждения соответствия им такой продукции. Также подготовлен проект, касающийся маркировки органических продуктов. Первый шаг в этом направлении был сделан еще в 2008 году — с этого времени отечественные производители имеют возможность пользоваться маркировкой “Натуральный продукт”.
Среди обладателей такого высокого звания — молочные и мясные продукты, соль, кондитерские изделия. Полный перечень изделий и их изготовителей представлен на сайте Госстандарта. За соответствие продуктов установленным требованиям отвечает изготовитель. Если поступят нарекания от потребителей, может быть назначена проверка, отобраны пробы и как итог — лишение этого почетного звания.
Кстати, нельзя ставить знак равенства между “натуральным продуктом” и “органическим”. Первый — лишь ступенька в организации производства органической продукции. Маркировка “натуральный” присваивается продуктам, которые получены от животных, выращенных без применения антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов. Если речь идет о крупах, зелени, овощах — то под запретом пестициды. Это же касается и искусственных пищевых добавок, красителей. Производство же экопродуктов предполагает и специальные требования к земле, семенному материалу, кормам для животных.
Знак выгоды
За прошлый год количество занимающихся у нас органическим земледелием хозяйств увеличилось вдвое. Сейчас их 15, включая шесть перерабатывающих предприятий, которые заняты сбором дикоросов — ягод и грибов, березового сока.
Специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир Клепач рассказал, что необходимо для того, чтобы традиционное земледелие стало именоваться органическим:
— Не получится просто написать заявку, пройти инспекцию и тут же начать производство экопродукции. Нужен переходный период (где-то 3—4 года), для того чтобы очистить землю от ранее применявшихся химических средств, которые не разрешены в органическом земледелии. Только после инспекции, подтвердившей, что все соответствует самым высоким стандартам, производитель сможет обрести сертификат на землю.
Сертификация — обязательное условие. Каждый год за это надо платить 350—400 евро.
Но возникает резонный вопрос: не станет ли недобросовестный бизнесмен под экомаркой продавать обычную продукцию? Ведь на глаз мясо курицы, которая щипала травку и ела зерно, невозможно отличить от той, которую кормили комбикормом.
Любомир Клепач говорит:
— Для этого существует так называемый контроль движения продукции (производства и продажи), изучается вся документация, выясняется, покупал или нет фермер какие-то средства защиты. Опрашиваются сотрудники, осматривается техника, идет мониторинг хозяйства. Каждый производитель по итогам сельскохозяйственного года должен передать информацию сертификационной компании о том, какой у него урожай, сколько и чего он собрал, куда организовал поставки. Все это учитывается в инспекционном отчете.
Об этом не понаслышке знает Дмитрий Крылов, руководитель фермерского хозяйства “ДАК” в Дзержинском районе — самой большой в стране козьей фермы:
— Обработка земли ведется по биоорганической технологии, то есть без применения химикатов, минеральных удобрений. Ежегодно инспекторы организации Органик-стандарт контролируют соответствие технологий Европейскому регламенту органического земледелия. Сыры, молоко расходятся по сетевым магазинам, представлены и на рынке, и в торговых точках, специализирующихся по продаже экоеды. Поставляем продукцию и в Москву. Огорчает то, что у нас в магазинах ходовой товар не умеют как следует представить. А могли бы создать специализированные отделы — “островки полезного питания”, о необходимости которых так много сегодня говорится.
Осторожно, подделка!
В Украине спрос на “органику” превышает предложение, говорит представитель общественной организации “Органическая Украина” Елена Березовская:
— Это происходит потому, что наша организация, пресса, медики много лет объясняли преимущества здоровой продукции, рассказывали, как и в каких условиях она производится. Кстати, сейчас этим занимаются не только небольшие фермерские хозяйства, но и крупные предприятия. В наличии уже полноценная заводская бакалея, хлеб, напитки. Но есть и минусы — сильно не хватает кондитерки, овощей, ягод и фруктов.
Возникают проблемы и другого плана: на украинском рынке появляются подделки. Случается, что недобросовестные продавцы под биомаркой продают все, что им вздумается. Они не маркируют продукцию эмблемой “Эко”, а помещают вывеску с такой надписью над прилавком. Эти ловкачи вроде и не преступают закон, но в нужном для себя направлении действуют на подсознание потребителя. Отведав лжеорганических фруктов, овощей или молока, покупатели потом остерегаются приобретать и то, что производится честно. Таким образом, у людей возникает недоверие и ко всей экопродукции.
У нас свои и импортные органические продукты чаще предлагаются в интернет-магазинах. Стоит еда “повышенной полезности” в 2—3 раза дороже обычной. При этом среди ученых немало скептиков, которые считают, что переплачивать не стоит.
Известный диетолог, доктор медицинских наук Михаил Гинзбург называет экологически чистое питание брендом для зарабатывания денег:
— Нет ни одного клинического исследования, которое бы доказывало, что экопродукты лучше обычных. Значит, утверждать, что человек станет непременно здоровее, перейдя на органическое питание, — нельзя. Опять же нет ни одного исследования, доказывающего однозначный вред для здоровья химических элементов из еды, того же глутамата натрия или фосфатов.
Мифы об исключительной пользе экоеды развенчивают и многие зарубежные издания. Большой резонанс вызвала работа исследователей из Стэнфордского университета, которые изучили 237 публикаций (именно столько отвечало научным критериям), в которых сравнивался химический состав органических и обычных продуктов, а также их влияние на здоровье человека. Основной вывод: с точки зрения здоровья потребителя эти продукты идентичны. Несколько раньше подобную работу заказало британское Агентство по стандартизации продуктов питания. Ее авторы проанализировали 162 научные статьи за последние 50 лет, в которых было представлено 3,5 тысячи сравнений различных соединений в пищевых продуктах. Выяснилось, что по содержанию 15 питательных веществ (например, витамин C, А, кальций) биопродукты не отличаются от обычных. Гипоаллергенность органических продуктов тоже оказалась мифом. Кроме того, “органика” быстро портится. Поэтому есть риск приобрести несвежий, хотя и весьма дорогой, товар.
Выходит, что переплачивать за здоровую еду вовсе не обязательно? Будем реалистами: биопродукты — не открытие и не заслуга прогресса. Именно их только и ели люди до 40—50-х годов прошлого века. Говорить о том, что мы сможем повернуть время вспять и питаться, как наши бабушки, не приходится. Однако никто не мешает разобраться в том, что нам предлагают производители органической еды и научиться извлекать из нее пользу.